На главную
 
ЮБИЛЕЙНЫЙ СБОРНИК
История Батумского участка
Закавказской железной дороги
в документах и фотографиях
1883 - 2003
 
По документам и фотографиям
Центрального Государственного Архива Грузии
и личного архива Заура Маргиева

О Закавказской железной дороге.
15 июля 1864 г.
Д о к л а д
Наместника Кавказского
Великого Князя Михаила Николаевича
Императору Александру II.

Слог сохранен
В августе 1861 г. Генерал-Фельдмаршал Князь Барятинский представил Его Величеству, в Царском Селе, всеподданнейшую записку о необходимости соединения железным путем двух морей, омывающих Кавказский перешеек.
 
  
 
 
  
 


Ценность сооружения этого пути с портом на Черном море исчислена была английским инженером Бели в 49.000.000. р.
Его Величество, признавая необходимость и государственное значение Закавказской железной дороги, изволил лично одобрить предположение Князя и разрешить ему, для приискания необходимой на это предприятие суммы, обратиться к иностранным капиталистам.
Главное затруднение в осуществлении предположений Князя Барятинского заключалось однако не в том: составить частную компанию за границей Тайному Советнику Харитонову не удалось, а государственный заем для железной дороги в 50.000.000. р., на который соглашались Ротшильды, по соображению Министра Финансов, оказывался невозможным. Это единственно и остановило при Князе Барятинском все дальнейшие предположения по устройству железной дороги.
Я, по приезде на Кавказ, сделал значительное изменение в самых основаниях проекта дороги и употребил целый год на новые по ней изыскания, с целью по возможности удешевить стоимость ея постройки. Понижение это достигается некоторыми изменениями в технической части проекта, а именно: принятием меньшей скорости для движения поездов, уменьшения ширины пути между рельсами. Кроме того по ближайшему обсуждению теперешних обстоятельств края, я нахожу возможным приступить ныне к сооружению линии только между Поти и Тифлисом. При этих условиях весь капитал потребный в настоящее время, будет доходить только 16.000.000. руб., а полная гарантия, необходимая компании до 800.000. руб.
В экономическом и торговом отношениях железная дорога вообще представляет такие необъятные выгоды для края, что распространяться о них по поводу участка от Поти до Тифлиса Я считаю излишним. Упомяну только о несомненной возможности сооружением одного этого участка перенести в Закавказье транзитный путь, которым совершается вся Европейская торговля в Средней Азии. По этому начало Закавказской железной дороги будет для транзита то же что магнит для железа, а самый транзит, питая дорогу, укажет необходимость в продолжении ея, разовьет средства докончить это предприятие и перенесть всю Европейскую торговлю с Средней Азией на почву Кавказа.

Подписал: Наместник Кавказский,
Генерал-Фельдцейхмейстер Михаил

15 июля 1864 г.
Уроч. Белый Ключ.


Санкт-Петербург. 8 сентября 1864 г.

Доклад о сооружении железной дороги за Кавказом.
Выписка из журнала Кавказского Комитета.
':Его Императорское Величество, признавая необходимость и государственное значение железного пути для соединения двух морей Каспийского и Черного: изволил одобрить предложение по сему вопросу Князя Барятинского':

О Закавказской железной дороге.

Записка Наместника Кавказского Князя Михаила Императору. 4 июня 1865 год.

Слог сохранен

В июле 1864 года Я имел счастье повергнуть на высочайшее воззрение всеподданнейшую записку о необходимости изменения первоначального проекта по устройству Закавказской железной дороги, представленного в 1861 году предместником моим, Генерал-Фельдмаршалом Князем Барятинским и Высочайше одобренного в главных основаниях.
Изменения это, не касаясь в сущности основных предположений об устройстве пути на всем протяжении между Поти, Баку и Персидской границей, заключалась: 1. в возможном удешевлении стоимости всего сооружения с 50.000.000. до 24.000.000. р.сер.; и 2. в сосредоточении в самом начале всех средств на одной части дороги, а именно на участке от Поти до Тифлиса.
Выбор участка от Поти до Тифлиса рассчитаны из коммерческих и современных стратегических соображений внушал вместе с тем твердое убеждение что с открытием этой части дороги, важность и выгоды ея, сделавшись еще более осязательными, значительно облегчат доведение всего пути до конечных его пунктов.
Я испросил Высочайшее разрешение сформировать особую рабочую бригаду из штрафованных нижних чинов всей вверенной мне армии. Люди эти, собранные из всех полков Армии не замещаются в рядах из которых взяты и потому расход казны на содержание их в полках остается неизменным. При первой потребности войск для боевых действий они могут быть возвращены в свои ряды.
:Участь вопроса, который предает Закавказской железной дороге главное ее государственной значение для России, именно вопрос транзитный. По сведениям из Турции известны нам усилия, прилагаемые к окончательному закреплению за Трапезонтом Азиатского транзита. Если заинтересованные в этом партии успеют предупредить нас в сооружении удобного торгового сообщения через Малую Азию то все запоздалые наши усилия могут тогда остаться четными для водворения в Закавказье торговли Европы с Средней Азией'.

19 мая 1907 г.

Вопрос о перенесении Батумской сортировочной станции Закавказской железной дороги на другое место.
Дискуссии 'за' и 'против'. Выписка из протокола.
'За'
1. 'Сортировочная станция расположена среди керосинового городка и препятствует его развитию.
2. Заводы отрезаны от моря сортировочной станцией и имеют только одно сообщение через ж.д. переезд, маневры поездов вызывают необходимость его частого закрытия при этом происходит скопление подвод с ящиками керосина, в следствии чего, задерживается погрузка судов.
3. Опасность нахождения сортировочной станции среди керосиновых заводов в пожарном отношении.'

'Против'
1. 'Та часть заводов которая отделена путями железной дороги от порта и при переносе станции, останется отрезанной теми же путями.
2. Мерой улучшения переезда может быть перенос вытяжного тупика идущего от сортировочного парка в сторону города Батума на другую сторону.
3. За все время существования керосинового городка и сортировочной станции не было случая пожаров от искр паровозов.'

Постановлением комиссии было решено оставить станцию на прежнем месте.
 
  
 
 
  
 
 
  
 


Письмо начальнику Закавказских железных дорог.

':ввиду того, что Закавказские железные дороги заинтересованы в равное степени с Владикавказской ж.д. привлечением туристов то не найдете ли вы необходимым принять участие в расходах железной дороги по изданию подобного путеводителя.
Издание рассчитано на трех языках французском, английском и немецком, для самого широкого распространения за границей:'

Список штатных служащих депо станции Батум
на 1 января 1889 года.
 
  
 
 
  
 


1. Начальник депо Афанасий Михайлович Жданов -технолог, русско-подданный, православный. На службе с 1 октября 1879 года, оклад 250 рублей.
2. Помощник начальника депо Яков Васильевич Шотлендер - технолог, русско-подданный, православный. На службе 1 марта 1888 года, оклад 150 рублей.
3. Ст. осмотрщик вагонов Юлиан Семенович Чантурия - крестьянин, русско-подданный, православный. На службе с 1 октября 1881 года, оклад 55 рублей.
4. Машинист 1-го класса Яни Кирияков Чилингири житель г. Поти русско-подданный, православный. На службе с 24 мая 1883 года. Оклад 75 рублей.
5. Машинист 2-го класса Луиджио Адольфович Грабенщюц - дворянин, русско-подданный, лютеранин. На службе 12 мая 1883 года. Оклад 60 рублей.

Всего служащих 132 человека.

 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 

 
Rambler's Top100 Rambler's Top100
 


База продажи квартир в Москве | Современная имплантация зубов и протезирование | Электрические генераторы с установкой