На главную
 
Мечети Батуми
 
Из Книги Заура Маргиева "Батум во времена Османской империи"
http://zaurmargiev.sitecity.ru/stext_0111161506.phtml

В XIX - XX вв. в период Султанской Турции и во времена Российского самодержавия в г. Батуми имелось три мечети. Расскажем о каждой из них по отдельности.

МЕЧЕТЬ АЗИЗИЕ

Мечеть Азизие построена в 1861/8 г. ханумой валиде, матерью султана в честь ее сына султана Абдул Азиза. (Фото ? 206 - 209).
 
  
 
Фото ? 206. Мечеть Азизие.
 
  
 
Фото ? 207. Мечеть Азизие.
 
  
 
Фото ? 208. Абдул Азиз - турецкий султан.
 
  
 
Фото ? 209. Мечеть Азизие. рис. из книги А. Суворова 1895 г.

Мечеть стояла на центральной площади города носящей то же название.
 
  
 
Карта ? 17. Площадь Азизие и мечеть под ? 129. (Фрагмент карты Батуми 1898 г.)

В годы советской власти мечеть была разрушена, а площадь Азизие, переименована в площадь Ленина. Сегодня площадь Свободы. (Фото ? 210 - 212)
 
  
 
Фото ? 210. Батуми. Район Азизие.
 
  
 
Фото ? 211. Мечеть Азизие.
 
  
 
Фото ? 212. Мечеть Азизие . Бурун-табие и российский военный госпиталь 1878 г.

Имам мечети Азизие - Аджи-Абдула-эфенди был один из тех многочисленных представителей турецких властей, которые принимали участие в передаче г. Батума российской стороне в лице князя Святополк-Мирского 25 августа 1878 г. Церемония передачи проходила на берегу реки Барцхана.
 
  
 
Фото ? 214. Мулла у мечети Азизие. 1905 г.

Служители при мечети Азизие. Список за 1902 - 1910 г.

Имам Аджи-Абдула эфенди
Курси-шейх Хаджи-Магомед эфенди
Ст. Муэдзин Али-эфенди Копаладзе
Мл. Муэдзин Идрис-эфенди Иремадзе
Ст. Кейум Хусейн-эфенди Хулисли-заде
Мл. Кейум Махмуд-Казин-эфенди Тавдгиридзе.

А. Френкель 'Очерки Чурук-су и Батума'.
Тифлис. 1879 г. Стр. 62.

'Скажу два слова о мечетях, которых в крае очень много, так, что редкий аул не имеет своей мечети. (Фото ? 215)
 
  
 
Фото ? 215. Мечеть в Верхнем Марадиды.

:Мечети здесь плохо поддерживаются. Это вообще здания ветхие дурно выстроенные и многие из них грозят разрушением. В Батуме из трех мечетей лишь одна имеет вид более приличный. Это каменное обширное здание, построенное матерью султана Абдула-Меджида для турецкой армии. Остальные все имеют вид скорее полуразвалившихся сараев, а не храмов господствующего вероисповедания в крае. Их только и можно узнать по прилепленным к ним минаретам. Минареты деревянные, из брусьев, обшитых досками. Внутри крутая, неудобная лестница, по которой муэдзин взбирается наверх и громким голосом, нараспев, призывает правоверных к молитве.
Жалованья мусульманское духовенство не получает. Мечети содержатся за счет приходов. Исключение составляют три мечети в Батуме, которые пользуются доходами с земель. Это называется 'вакуфом', образовавшимся в продолжение многих веков из добровольных пожертвований. Между прочим, в Батуме квартал Азизие (фото ? 210) весь обращен султаном Абдул-Азизом в 'вакуф' мечети Азизие. Есть еще 'вакуфы' в Кахабери и Верхней Аджарии'.


Географическое положение Батуми.
(Определено по расположению мечети Азизие.)

Известия Кавказского отдела
Императорского русского географического общества.
Том VI
Тифлис 1879 - 1881

'Осенью прошлого года, производя в г. Батуме наблюдения над качаниями оборотного маятника, я определил вертикальным кругом Репсольда широту места установки маятника. Затем эта широта, посредством небольшой триангуляции, переведена была на мечеть Азизие, находящуюся вблизи форта.
 
  
 
Площадь Азизие перед мечетью с тем же названием. 90-е гг. XIX в.
 
  
 
Место, где стояла мечеть Азизие. Дом слева сохранился.

Та же мечеть вошла в тригонометрическую сеть, проложенную в 1879 г. штабс-капитаном Масловским в Батумской области. Таким образом, представляется возможность сравнить геодезическую широту с астрономической и получить понятие о величине отклонения отвесной линии в этом месте.
Мои наблюдения дали по наблюдениям 4-х звезд астрономическую широту мечети - 41° 39" 33".62, по триангуляции г. Масловского геодезическая широта мечети - 41° 39" 16".79 Разность - 16 ".83
Следовательно, отклонение отвесной линии по широте составляет в Батуми 16".83 к югу. Долгота Батума астрономически точно еще не определена. По триангуляции долгота мечети Азизие 59° 18" 32".8 от первого меридиана'.

П. Кульберг.

МЕЧЕТЬ ОРТА-АХМЕД-ПАШИ

По сведениям И. И. Кальфоглу
'Древнейшие известия о Батуме'

'Один старик из Аджарии рассказывал мне, что 70 лет тому назад (тогда, по его словам, ему было 17-18 лет) ему пришлось приехать в Батум. Здесь в то время было местопребывание муселима (помощника губернатора), который подчинялся ахалцихскому паше, Сефер-бею, из аджарского рода Ахмед паши Хемши-оглы. (Прим. З. М. Химшиашвили) Его дом (конак), находился в местности Тамара (на расстоянии 1/2 часа к северо-востоку от нынешнего города) в этом же доме помещалось и губернское правление. (Фото ? 86 - 88)
 
  
 
Фото ? 86. Крепость Тамара на реке Королисцкали.
 
  
 
Фото ? 88. Крепость Тамары со стороны Тифлиса.

На месте же нынешней складочной таможни было разбросано несколько хижин рыбаков из Pars"a и лодочников из Лазики. Видя, что все прибывающие в Батум корабли пристают в южной части бухты, именно около этих рыбачьих хижин Сефер-бей решил и резиденцию свою перенести южнее. С этой целью он построил мечеть Ахмеда, (в честь Ахмед-паши.) После этого и население оставило прежнее свое местожительство и сгруппировалось вокруг этой мечети. Теперь ее уже нет, но в 50-х годах прошлого столетия (прим. З.М. XIX век) фундамент ее и косяки дверей еще были видны в местности, прилегающей к заводу Рихнера.

Прим. З. Маргиева Это свидетельство требует детального рассмотрения. При изучении различных исторических документов, литературных сведений, часто встречается противоречивая информация, которую невозможно перепроверить, имея ограниченный доступ в батумские архивы, не говоря уже об архивах других городов и даже стран.
Выше было указано, что мечеть Ахмед-паши стояла возле завода Рихнера. На карте Батума 1889 г. (составил Н. М. Дакишевич) завод Рихнера находился в районе сегодняшнего порта по ул. Гогебашвили. (Фото ? 223) В справочниках города за 1895, 1902, 1910 гг. указано расположение мечети Орта-Ахмед-паши на Турецком базаре, между Набережной (фото ? 224, 225) (ул. Гогебашвили сегодня) и Кутаисской улицами.
 
  
 
Фото ? 224. Набережная улица. (ул. Гогебашвили сегодня).

Деревня Bathys лежала при устье реки Чулкубы (Скуркубы), (фото ? 218, карта ? 19, 20) а впоследствии была перенесена южнее и расположена между Bouroun-baschi и островком, который находился в бухте, т. е. вокруг мечети Ахмед-паши на батумском турецком базаре'. (Фото ? 219 - 222)
 
  
 
Фото ? 218. Речка Чулкуба (Скуркуба) Барцхана. 2007 г.
 
  
 
Фото ? 219. Батум. Кутаисская ул. Турецкий базар возле мечети.
 
  
 
Фото ? 222. Базар в Батуми. Публикуется впервые.

Служители при мечети Орта-Ахмед-паши.
Список 1902 - 1910 гг. Батум и его окрестности в описании И. А. Веру. 1910 г.

Мудерис Ибрагим-эфенди Муми-эфенди-заде
Имамы Мехмед-эфенди Хулусли-заде,
Хафиз-Юсуф-эфенди Сурманидзе
Курси-шейх Хусейн-эфенди Девадзе
Ст. Муэдзин (он же ст. Кейум) Ахмед-эфенди Кобуладзе
Мл. Муэдзин (он же мл. Кейум) Исмаил-эфенди Карабехир-оглы.

Мечеть Орта-Ахмед-паши и сегодня стоит на прежнем месте по Кутаисской улице. У входа в мечеть надпись на трех языках османском, грузинском и русском: 'Орта Джаме г. Батуми 1866 г.' (Фото ? 226 - 229)
 
  
 
Фото ? 227. Батумская мечеть Орта джаме
 
  
 
Фото ? 228. Батумская мечеть. Вид с Кутаисской улицы.

МЕЧЕТЬ МУФТИ-МАГЛАСИН-ДЖААМИ
А. Н. Суворов. Описание Батума. 1895.

Мечеть стояла по Петербургской улице (сегодня ул. Чавчавадзе) на месте городского универмага у берега моря. (Фото ? 23, 24, 230)
 
  
 
Фото ? 24. Универмаг. Вид с моря
 
  
 
Фото ? 216. Батумская мечеть Муфти-Магласин Джаами
 
  
 
Фото ? 230. Фрагмент с фото ? 23. Пристань Р. О. П. и Т. Публикуется впервые.

Судя по документам и фотографиям (фото ? 231 - 233) в Батуми было всего три мечети. Но одна из карт (карта ? 5) подвергает это сомнению. На ней указано четыре мечети.
 
  
 
Фото ? 232. Батуми. Вид трех минаретов вдоль берега. (Фрагмент с фото ? 231)
 
  
 
Фото ? 233. Два минарета двух батумских мечетей. Публикуется впервые.

МЕЧЕТЬ В ЧАКВИ

В описании А.Френкеля
'Очерки Чурук-су и Батума'.
Тифлис. 1879 г.

'Я полюбопытствовал осмотреть мечеть. Эта мечеть стоит среди Чаквинской базарной площади, (карта ? 21) которая образует почти правильный квадрат, застроенный лавками и разными службами. У входа в мечеть крыльцо, огороженное перилами. Мечеть выстроена почти вся из каштанового дерева. Снаружи она похожа скорее на большой четырехугольный амбар. Внутри отделка, для деревенской церкви, не дурна. Вся работа резная, ажурная. Прямо против дверей углубление. Это место, откуда мулла начинает свою молитву. Налево от углубления что-то вроде огороженного стола, за которым помещалось лицо, продававшее разные священные предметы и пр. По правую сторону лестничка, совершенно закрытая высокими перилами: это кафедра, с которой мулла произносит проповедь. Над всем этим балкон, огороженный резными перилами. Вся стена, вдоль задних дверей, занята галереей, предназначенной для женщин. В середине галереи выступ, отделанный резьбой. Вход на галерею устроен посредством лестницы, которая ведет на хоры снаружи здания. Таким образом, мужчины и женщины не сталкивались друга с другом. Мечеть была совершенно опустошена. На мой вопрос: почему все вывезено, вынесено, даже местами выломан пол, выставлены окна и пр., - мне ответили толпившиеся кобулетцы, из числа стражи кн. Гуриели, что это сделали правоверные, так как мечеть доставалась русским...'


 
Rambler's Top100 Rambler's Top100
 


База продажи квартир в Москве | Современная имплантация зубов и протезирование | Электрические генераторы с установкой