На главную
 
Морские ворота древней Колхиды
 
САМЫЙ УДИВИТЕЛЬНЫЙ УГОЛОК ЕВРОПЫ


'Если Петербург называют окном в Европу,
то Батум с тем же правом можно назвать окном в Южную Европу.
Будет время, когда железные дороги Индии соединяться с Закаспийской.
Тогда товары далекой Индии и всего тропического мира:
пойдут из Азии в Европу через Батум.
Это будет один из великих передаточных пунктов мирового обмена товаров,
могущих по значению конкурировать с Сан-Франциско, Иокогамой, Бомбеем:'

Профессор А. Н. Краснов,
основатель батумского ботанического сада.

БАТУМСКИЙ ПОРТ
Краткая история в документах и фотографиях

С незапамятных времен легендарная Колхида привлекала к себе взоры различных народов. Благодатный край, богатства Колхиды, манили к себе искателей приключений. Миф о Золотом Руне волновал воображение мореплавателей древности. Воды Понта Эвксинского (по-греч. Море Гостеприимное) служили связующим мостом, как в далеком прошлом, так и в современном мире. (См. док. фильм от Батуса до Батуми) http://zaurmargiev.sitecity.ru/stext_3110131027.phtml
Батумский порт. Сегодня это главные морские ворота Грузии, оснащенные современной инженерно-технической базой, позволяющие принимать грузовые потоки, исчисляемые миллионами тонн со всех концов света. Но мало кто знает, какими были первые годы становления и развития батумского порта.
Ниже приведены сведения из различных источников прошлого, позволяющие в общих чертах проследить историю батумского порта. Это как архивные сведения, так и свидетельства очевидцев и непосредственных участников, стоявших у истоков становления и развития портовой службы г. Батуми.

Отчет Британского консула
В. Джиффорда Пальгрева в Трабзоне за 1868 и 1872 гг.

Отчет от 20 марта 1868 года.

Слог сохранен
'Батум расположен на западной стороне превосходной гавани, третьей по качеству на Черном море после Севастополя и Синопа. Очертание гавани почти дугообразное. Основание ее находится на южной стороне, а вход обращен к северо-востоку. Защита, предоставляемая ей с западной стороны мысом, на котором стоит маяк, а с востока другой крайней точкой, именуемой 'Сарай', настолько совершенна, что никакой ветер с какой бы стороны компаса он ни был, не может иметь серьезного действия внутри самой гавани. Якорная стоянка превосходна, а по своим размерам гавань может поместить вполне безопасно около двадцати больших судов. (Фото ? 1, карта ? 1)
 
  
 
Фото ? 1. Суда в Батумской бухте.
 
  
 
Карта ? 1. Фрагмент плана батумской бухты. Сентябрь 1878 г.

Отчет консула Пальгрева за лето 1872 года,
о береге Лазистана и прилегающих к нему внутренних округах, между Шевкетилем или укреплением св. Николая на русско-турецкой границе на берегу Черного моря и Трапезондом.

Слог сохранен
:Двадцать дет тому назад город Батум был только небольшим поселком, но благодаря основанию русского общества пароходства на Черном море, а также по соседству Поти, он приобрел торговое значение и в некоторых отношениях сделался важнее многих других портов этого берега.
:Гавань, несмотря на свои незначительные размеры, превосходна и защищена от ветров, кроме северо-восточного, который редко здесь дует, благодаря направлению ближайшей части Кавказского хребта. Гавань глубока вплоть до самых берегов. Якорная стоянка хороша.
На западном мысе у входа в гавань поставлен железный маяк с двойным светом, выстроенный константинопольским французским обществом сооружения маяков. (Фото ? 2-4)
 
  
 
Фото ? 2. Таким был первоначальный вид батумского маяка построенный в 1862 г.
 
  
 
Фото ? 3. Батумский маяк. Построен в 1882 г. французской кампанией
 
  
 
Фото ? 4. На фоне гор в лучах заката....

Деревянная набережная и пристань, а также бакан посреди гавани построены русским обществом пароходства, что весьма неприятно для турецкого правительства, но которое само не только ничего не сделало для безопасности и удобства гавани, но еще постоянно создавало препятствия и стремилось к уничтожению всякого рода улучшений. (Фото ? 5-7)
 
  
 
Фото ? 5. Пристань Р. О. П. и Т.
 
  
 
Фото ? 6. Здесь же век спустя.
 
  
 
Фото ? 7. Пароходная пристань.

Значением своим Батум обязан тому обстоятельству, что от Керчи до Сурмене и даже до Синопа, следовательно, на расстоянии нескольких сот миль, берег не имеет ни одной гавани, в которой нагрузка и разгрузка кораблей могла бы производиться беспрепятственно во всякую погоду. Правда, до сих пор только одни русские сумели извлечь пользу из всех преимуществ этой гавани. Они сделали Батум исходным пунктом своих пароходных линий на Черном море. Одна из них идет отсюда на север, на Одессу, и Керч, а другая, южная, на Трапезонд и далее. В Батуме производится нагрузка, выгрузка и перегрузка товаров, не возможные в Поти по причине неудобств открытого рейда. Кроме того, Батумский порт служит спасительной станцией и даже естественной гаванью для г. Поти, который представляется ныне самым оживленным торговым пунктом на всем восточном берегу Черного моря, благодаря как судоходности Риона, так и железной дороге, ведущей в Тифлис. В Батум приходят ежедневно и затем отходят 5 русских пароходов, один из Одессы, один из Трапезонда, три, содержащие сообщение только между Батумом и Поти и несколько случайных. Так же и английские пароходы, идущие в Поти или на обратном пути обыкновенно заходящие в Батум. Дурная погода с одной стороны и удобства стоянки с другой удерживают их здесь по нескольку дней, как и многие другие суда под различными флагами, имеющие сношения или с русским обществом пароходства или с Поти. Наконец, во время бурь, которые нередки на Черном море, Батум служит убежищем для всех судов, застигнутых непогодой в той части моря, которая лежит к югу от Керчи.
Эти обстоятельства, а также частые сообщения морем и сушей со смежными пограничными провинциями делают русское пароходное агентство и консульство в высшей степени важными учреждениями, дающими, по истине, жизнь Батуму, который без них впал бы в то состояние, в котором находился не так давно, т. е., превратился бы в небольшое и нездоровое приморское поселение, подобное Чурук-су (прим. З. М. Кобулети) и даже еще менее значительное.

Путеводитель и справочная книжка по г. Батуму и окрестностям.
Тифлис 1901 г.

Слог сохранен
:При переходе к России батумская бухта представляла собой природный порт, защищенный от волнения мысом Бурун-табие. (Фото ? 8)
 
  
 
Фото ? 8. Батумская бухта и мол.

Быстрый рост города и связанное с ним развитие торговых оборотов заставили подумать об улучшении и увеличении природного порта. Уже с 1879 г. по приказанию тогдашнего Наместника Кавказского Великого Князя Михаила Николаевича была образована, под председательством генерала Фролова, комиссия для выяснения вопроса об улучшении и расширении бухты и обращения ее в искусственный порт. В 1882 г. комиссия представила свои проекты г. Главноначальствующему гражданской частью на Кавказе князю Дондукову-Корсакову, который передал их в Министерство Путей Сообщения.
:Работы по постройке нефтяной гавани начались с 1885 г. К 1 января 1887 г. была закончена наружная стена мола, ограждающего нефтяную гавань. (Фото ? 9-11)
 
  
 
Фото ? 9. Укрепление Сары-су и строительство нефтяного мола.
 
  
 
Фото ? 10. Батуми. Общий вид города и моря на закате. Нефтяной мол.
 
  
 
Фото ? 11. Вид нефтяной гавани и мола для наливных пароходов в прошлом и настоящем.

Кроме того, производились опытные работы по устройству от мыса Бурун-табие мола, который укрывал бы от волнения всю батумскую бухту. Постройка нефтяной гавани была совершенно закончена в 1892 г. (Фото ? 12-13)
 
  
 
Фото ? 12. Батумская бухта
 
  
 
Фото ? 13. Батумский порт 2007 г.

В 1901 г., был разработан проект расширения батумского порта инженером Вознесенским, в 1908 г. был разработан проект генерал-майором Жаринцовым, затем инженером Зубовым.
:Строитель порта инженер Зубов составил проект улучшения и расширения порта. Именно он проектирует устройство к востоку от существующей второй такой же, даже большей по размерам гавани пролетом в 40 саж. у корня существующего мола. Стоимость всех работ 7.600.000 руб.


Батум и его окрестности. Батум 1906 г.

Слог сохранен
:Городской берег и место около таможни занимаются заграничными судами. :В этой же части порта находятся общества пароходства и торговли Российского общества транспортирования кладей. Малая вместимость существующей гавани привела к предложению проектов устройства новых сооружений и улучшений порта. (Фото ? 14)
 
  
 


Так в 1908 г. был разработан проект генерал-майором Жаринцовым, затем второй инженера Зубова, в 1901 г., был разработан проект расширения батумского порта инженером Вознесенским, наконец, последний проект, одобренный Батумским присутствием по портовым делам, принадлежит начальнику батумского порта подполковнику барону Финтингофу фон-Шел.
(Прим. З. Маргиева. Первым начальником батумского порта был контр-адмирал Греве.
Поразительные успехи нефтедобывающей промышленности в Баку с 80-х гг. (XIX в.), и необходимость искания для ее продуктов рынков сбыта за границей, придали совершенно новое значение батумскому порту, и способствовали его блестящему и быстрому развитию.
Благодаря своему счастливому географическому положению и прекрасной бухте, Батум скоро стал мировым портом, главнейшим, через который Россия снабжает миллионами пудов своего керосина и иных нефтяных продуктов рынки Европы, Азии и, отчасти Африки.
Как и везде, при заселении новых, не культурных областей, первыми явились, вслед за административными властями и правительственными чиновниками, коммерсанты и промышленники, и благодаря их деятельности и предприятиям, первые проявления культуры и порядка стали водворяться в городе. Они внесли с собой общественную жизнь в город, дремавший до тех пор в гаремном, замкнутом существовании, и выражавший свою общественность лишь в тесных кофейнях на берегу чудного, лазурного моря, собраниями ленивых турок, которые целые дни, просиживая там с чашкой кофе и с кальяном в зубах за игрою в кости, шумно обсуждали между собою, волновавшие их вопросы местной жизни и городских сплетен.
Эти же коммерсанты, развивая экономическую жизнь города и прилегающих областей своими торговыми и промышленными предприятиями, дали источник заработка окрестному населению, содействуя невольно его благосостоянию и, даже, отчасти культурности. Их предприятия и торговля привлекали в город все новые и новые силы и интеллигентного и рабочего классов, служа источником существования для многочисленных правительственных чиновников и рабочих, и обогащения для самих коммерсантов.
Словом, все благосостояние и развитие Батума всецело обязано своими успехами и быстрым ростом - деятельности людей коммерции и торговым предприятиям, давшим жизнь городу, и привлекшим к нему живые силы и деньги, столь необходимые для преуспевания всякого города.
Не малую роль играла в деле процветания Батума его прекрасная бухта, давшая безопасный и удобный приют для судов, и возможность, благодаря этому, иметь беспрепятственное, непрерывное сообщение со всем миром, и вести с ним постоянный обмен товаров и вообще торговых сношений. (Фото ? 15, 16)
 
  
 
Фото ? 15. Вид возле укрепления Бурун-табие.
 
  
 
Фото ? 16. Суда в батумской бухте.

В ряду этих торговых сношений с портами Российской Империи, Европы и Востока, как ближнего, так и дальнего, преобладающую, почти исключительную (по крайней мере, в вывозной торговле) роль играют нефтяные продукты, вывозимые через Батум из нашего богатейшего в целом мире нефтеносного района Бакинской губернии.
Торговая деятельность Батума, которой он обязан всем своим благосостоянием, сосредоточена на торговле нефтяными продуктами, и связанными с ними коммерческими и промышленными предприятиями.
Одной только пароходной компанией 'Русское Общество Пароходства и Торговли' в 1878 г было привезено 183986 пудов и вывезено через батумский порт 66054 пудов грузов различных наименований. Увеличение вывоза нефтяных продуктов прямо пропорционально своим размерам поднимает благосостояние города.
Вывозная торговля Батума, выражающаяся за 2 последних года в нижеследующих цифрах, показывает, что нефтяные грузы, составляющее 88 % всех остальных, вывозимых из батумского порта грузов, являются почти исключительным предметом вывоза из Батума.
Кроме того, в батумском порту за 1902 г. перегружено парусными судами (всего 838) - 5.000.000 пудов грузов, из которых около 4-х миллионов - керосин в жестянках, и двумя русскими пароходными обществами, имеющими свои собственные пристани, перегружено следующее количество грузов: (Фото ? 17)
 
  
 

Грузооборот Русского Общества Пароходства и Торговли - 5.662.136 пудов.
Грузооборот Российского общества транспортирования кладей - 956.685 пудов.
Распределение суммы всех этих цифр в 2 группы, 1) нефтепромышленные грузы и 2) все остальные, с поразительной очевидностью показывает искомое соотношение, и исключительную роль нефтяной торговли, в процветании Батума.
Нефтяные грузы - 92.6 миллион пудов
Остальные - 15.7 миллионов пудов.
Общий грузооборота 1902 г. - 108.3 миллионов пудов.
Таким образом, становится совершенно ясным то огромное значение собственно для Батума, как городской единицы, его торговли нефтяными продуктами.
Увеличение вывоза нефтяных продуктов прямо пропорционально своим размерам поднимает благосостояние города, и, наоборот, вялый вывоз их, или заминка в делах русской нефтепромышленности, сейчас же отражаются на интересах города, как в лице его существенной составной части - коммерческих предприятий и коммерсантах, так и собственно в обиходе городского хозяйства.
Согласно 'Высочайше утвержденного 9 мая 1889 г. мнения Государственного Совета об установлении сбора с товаров, проходящих через батумский порт, город Батуми получал ежегодно 1/5 часть попудного сбора (1 коп. с пуда) с товаров проходивших через его порт, в свою пользу.
Имея столь крупный вспомогательный доход, колебавшийся ежегодно от 125 тыс. рублей до 233, 3 тыс. рублей и достигший в общей сложности за 13 лет свыше 2000.000 рубле, город имел возможность тратить довольно значительные суммы денег на свое общее благоустройство.
(Прим. З. Маргиева. 'Следы' от этого 'копеечного' сбора прослеживаются и сегодня. Батумский университет, городская мэрия, мощеные улицы из булыжника, канализация и многие другие блага цивилизации, которым мы по привычке уже не придаем значения, считая все это само собой разумеющимся, являются следствием этого 'копеечного' сбора.
В 1898 г. городом был выпущен облигационный заем на 600 тыс. руб. На подобный шаг сегодня не в состоянии решиться даже государство.
Ниже приведена таблица, по которой видно какие работы были проведены по благоустройству города на средства от попудного портового сбора за 13 лет его существования.
Для того чтобы понять какую цену имели эти миллионы, нужно вспомнить каким был курс рубля в начале XX века. Фунт мяса первого сорта на Нурийском базаре стоил 15 коп. Рабочий получал в день в среднем 1 руб. Блюдо в ресторане 1 класса типа гостиницы 'Ориенталь' стоило 20 коп. Лаваш 5 коп.)

РУБЛИ. КОП.
1. На содержание Губернского по городским
делам присутствия. 4.125 -
2. Содержание Батум. портового присутствия 123.884 -96
3. Содержание строительной части. 6.380
4. Освещение и устройство электрической
станции. 222.389 - 29
5. На устройство городской больницы и
проект ее. 101.000 -
6. На санитарно-медицинскую часть. 44.345 - 94
7. Устройство мостовых: ремонт, содержание и
очистка улиц и шоссе, с мостами. 413.611 - 17
8. Устройство асфальтов, тротуаров. 67.141 - 83
9. Устройство бетонных водостоков на улицах. 41.198- 33
10. Отчуждение земель под улицы. 55.847 96
11. Ремонт городских пристаней. 29.072 43
12. Нивелировка города. 4.400 -
13. Осушка болот. 158.567 - 50
14. Изыскания и проект водопровода. 7.400 -
15. Расширение водопроводной сети в порту. 13.643 -
16. Ремонт судовой кухни. 1.314 - 1
17. На постройку парового катера для
Батумского порта. 200 -

Всего истрачено: 1.294.521 - 42
Остаток 610.929 - 27
% % 104.973 - 89
Всего попудного сбора поступило 2.010.424 - 58

Мы смело можем сказать, что благоустройство и преуспевание Батума до сих пор находилось всецело в зависимости от большего или меньшего количества проходивших через его порт нефтяных продуктов. (Фото ? 18)
 
  
 
Фото ? 18. Загрузка нефти в жестяных бидонах на судно.

Точно также и дальнейшая вся судьба Батума зависит исключительно от успехов его торговли керосином, и прочими нефтяными продуктами.
Поэтому понятны те заботы и внимание, с которыми должны следить и город, и население его за развитием и преуспеванием этой отрасли русской торговли.
Но это все, так сказать, личное, эгоистическое дело Батума, и оно покажется незначительным и мелким, по сравнению с тем общегосударственным, даже всемирным, значением батумского порта, которое придает ему современное положение русского экспорта нефтяных продуктов за границу'.

(Прим. З. Маргиева. В этой связи интересен доклад от 9 сентября 1911 г. прочитанный инженером-технологом Д. Я. Свищевским на заседании батумского отдела лиги обновления флота 'Об учреждении в Батуме военно-морской базы, судостроительного завода, центрального склада жидкого топлива для военного и торгового флотов'.
Подлинник хранится в филиале ЦГИА в г. Харькове. Ф. 834, Д. 270.

Председатель обратил внимание собравшихся, что предлагаемый доклад имеет значение не частное, не только для самого Батума, а ввиду исключительного положения Батума - для всего Черного моря, Кавказа, России, - т. е. имеет значение политическое. Поэтому прения настоящего собрания пока не являются подлежащими преданию гласности.
:Батумская бухта славится своими превосходными естественными качествами. Она обладает довольно обширным водным пространством. Широким в 150 саженей входом и глубиной доходящей местами до 40 саж., что обеспечивает доступность ее для линейных кораблей самого крупного размера. (Фото ? 19)
 
  
 
Будучи подобно Севастополю, военной крепостью, Батум не нуждается в устройстве средств защиты, а которому необходимо обеспечить его лишь способами охраны рейда и траления мин заграждения.
Кроме того, существуют обстоятельства, благодаря которым, Батум, как опорная военно-морская база превосходит Севастополь...)

:по вывозу нефтяных продуктов из Батума в 1902 году оперировали следующие 24 пароходных общества:
1. Бельгийское Анонимное Общество в Антверпене.
2. Общество Стивенс и Мосон в Ньюкастле.
3. Кавказское Пароходное Общество в Лондоне.
4. И. Нотт в Ньюкастле.
5. М. Самуэль и К0, Лондон.
6. Американское Керосиновое Общество, Роттердам.
7. Гунтинг и сын, Ньюкастл.
8. Гамильтон, Фрезер и К0, Ливерпуль.
9. И. М. Леннард и К0 в Мидлесбро.
10. Итальянско-Американское Керосиновое Общество, Венеция.
11. Альбрехт и К0, Гамбург.
12. К. Т. Бауринг и К0, Ливерпуль.
13. Гальбрайт, Пемброк и К0, Лондон.
14. Александр Роберт и К0, Ливерпуль.
15. Европейское Керосиновое Общество, Лондон.
16. Манташев и К, 0 в Батуме.
17. Русское Общество Пароходства и Торговли в Одессе.
18. Меесажери Маритимъ, Марсель.
19. Паке и К0, Марсель.
20. Австрийский Ллойд.
21. Германская Левантийская линия.
22. Флорио Руббатино.
23. Черноморско-Дунайское Общество.
24. Российское Общество транспортирования кладей.
При этом, - первые 16 обществ оперировали отправкою наливом и жестянками. Русское Общество Пароходства и Торговли - наливом, жестянками и бочками, а все остальные - только тарной отправкой. (Фото ? 20-22)
 
  
 
Фото ? 20. Батум 1926 г. Итальянский пароход закачивает нефть, купленную на русских промыслах.
 
  
 
 
  
 
Фото ? 22. Батум 1899 г.

(Прим. З. Маргиева. Наглухо запаянные жестянки, по две, заколачивались в дощатый ящик. Стандартная вместимость жестянки около 1 пуда (16 кг) керосина. Таких ящиков пароход брал от 60 до 125 тыс. Вместимость бочки до 9 пудов керосина.
Производство ящиков и бидонов для нефти было положено инженерами Бунге и Палашковским в 1883 г. Первоначально вывоз керосина производился преимущественно в пудовых жестянках, упакованных по две в деревянных ящиках.
Первый пароход, появившийся в батумской бухте в 1886 г. и взявший на себя первый груз керосина в ящиках был британским судном 'Римфа'. В 1887 г. в батумском порту бросил якорь первый наливной пароход 'Фергюссон'. Вскоре была построена целая флотилия таких пароходов с подъемом до трехсот тысяч пудов. Первый такой гигант 'Муррекс' прибыл в Батум в 1891 г. )

В 1906 г. был открыт керосинопровод. Стали устраиваться резервуары для хранения керосина. Образовался целый нефтяной городок с 128 резервуарами, вмещавшими запас керосина свыше 20 млн. пудов. Но главным источником обогащения Батума все-таки оставалось ящичное производство и вывоз керосина в жестянках. Для фабрикации ящиков и жестянок возникло множество заводов, которые привлекали массу рабочих. Количество их вместе с грузчиками превышало 15000 человек.
Для удовлетворенья спроса на нефтяные продукты и своевременного выполнения заказов и сделок на них, Батум постоянно имеет некоторую наличность запасов нефтяных продуктов на своих складах (приблизительно равную месячному вывозу), из которой и может выполнять требования заказчиков непосредственно, не прибегая каждый раз к выписывание нужных продуктов из Баку, и лишь потом, постепенно пополняя свои запасы.
Такая готовность Батума в каждую данную минуту выпустить более или менее крупное количество затребованного из за границы товара, является, безусловно, одним из важных и благоприятных условий беспрепятственной торговли, и потому, постоянное возрастание количества имеющихся на лицо в Батуме запасов нефтяных продуктов, а также и вместилищ для них (железные резервуары), можно считать за явление, предвещающее дальнейшие успехи этой отрасли батумского экспорта.
Уже в 1892 г. в Батуми было всего 97 железных резервуаров-цистерн, вмещающих 9.800.000 пудов нефтяных продуктов. (Фото ? 23)
 
  
 
Фото ? 23. Нефтяной городок

Владельцы резервуаров: Число резервуаров Вместимость
в пудах воды
1. Каспийско-Черноморское
Нефтяное. и Торговое. Общество. 25 4.258.293
2. Бр. Нобель. 22 2.962.526
3. Манташев и К0 11 2.449.940
4. Шибаев 6 1.075.135
5. Русско-Кавказское Нефтепромышленное
Общество. 3 396.000
6. Бр. Цовьяновы. 2 254.294
7. Вагстаф и Блей 4 598.325
8. Сидеридис 3 134.285
9. Хачатриянц 2 419.955
10. Бургардт 3 577.106
11. Товарищество Керосино-Маслян.
Производства. 12 2.866.934
12. Шутц и Циммерман 3 180.000
13. Маллар. 2 11.000
14. Рыльский 4 1.163.773
15. Маттевич 2 553.953
16. Каспийское Товарищество. 4 1.087.169
17. Тумаев 3 540.301
18. Вачьянц 2 23.021
19. Шхиянц 1 4.694
20. Наноян 1 2.500
21. Рихнер 2 252.114
22. Закавказские Железные Дороги. 11 1.824.821
Итого: 128 21.636.139

Число и вместимость резервуаров в Батуме (в пудах воды).

Вывоз из России шел почти целиком через Батум. В 1888 г. Россия выпустила через Батум 21,2 % всех потребляемых на земном шаре нефтяных продуктов, сразу заняв большую часть рынков.
На Батум выпала роль играть в этой отрасли отечественной торговли первую роль, и до сих пор он оказывался вполне соответствующим ей, благодаря своему счастливому географическому положению и прекрасной бухте:'

'Самый удивительный уголок Европы' - так отзывался о батумском крае основатель батумского ботанического сада профессор А. Н. Краснов. (Фото ? 24)
 
  
 


И сегодня, более века спустя, в этом стремлении лидерства, ключевая роль должна быть отведена батумской бухте с ее портом, который может стать одновременно и Золотым Руном, и Золотыми Ключом, открывающим новые возможности экономического возрождения этого края.


Заур Маргиев

23. 11. 2012 г.
 
Rambler's Top100 Rambler's Top100
 


База продажи квартир в Москве | Современная имплантация зубов и протезирование | Электрические генераторы с установкой