На главную
 
ГАРЕМ
Жены султанов
Их судьбы влияли на мир

 
Глава из книги "Батум во времена Османской империи"
http://zaurmargiev.sitecity.ru/stext_0111161506.phtml


Приложение ? 18

А. Френкель
'Очерки Чурук-су и Батума'.
Тифлис 1879 г.

Слог сохранен

'Не смотря на уверения турецкого правительства об уничтожении торга людьми, торг молодыми женщинами и мальчиками, по моим расспросам, продолжался весьма деятельно и в совершенном секрете. В этом торге принимали участие некоторые беки, и даже члены меджлиса.
Надо иметь в виду, что Константинополь держался Батума и Кобулети столько потому, что турки смотрели на эту местность как на твердый оплот против русских, но столько же и потому, что кобулетские женщины славятся своей красотой.
Г-н Джиудичи (прим. З. Маргиева. Петр Николаевич Джиудичи - вице-консул Российской империи в Порте. Проживал в Батуми в 40-70 гг. XIX в. См. в главе V 'Архитектура Батуми' - 'Дом первого европейца'.) положительно убежден в том, что продажа и вывоз женщин и мальчиков в Турцию почти не прерывались все время. Конечно, это трудно было доказать, за отсутствием жалоб со стороны 'потерпевших', тем более, что сами же родители занимались продажей своих детей. (Фото ? 439 - 441)
 
  
 
Фото ? 439. Погрузка купленных детей на суда идущие из Гурии в Турцию.
 
  
 
Фото ? 440. Невольничий рынок в порту, в котором проданных детей всех возрастов увозят в Турцию.
 
  
 
Фото ? 441. Детский невольничий рынок на площади в Кобулети.

(Прим. З. Маргиева. На это указывает и Д. Бакрадзе в своей работе - 'Археологическое путешествие по Гурии и Аджарии'. Санкт-Петербург. 1878 г. стр. 224.
':когда Хеви заключал в себе не более 6 дворов населения, тогда как ныне там живет около 100 дворов, и когда оно беспрестанно подвергалось нападениям аджарцев, которые, похищая девушек и мальчиков, сбывали их в Турцию. Говорят, девушка ценилась тогда около 100, а мальчик 200 - 300 марчилов'.)
Обыкновенно живой товар, который нужно было отправить в Константинополь, привозился в Батум. Там он тайно 'сохранялся' в гареме какого-нибудь бека и при первом удобном случае отправлялся на пароходе в Трапезунд или прямо в Константинополь. Мне называли даже имена тех беков, которых подозревали в 'поставках' женщин для константинопольских гаремов':

Историческая справка

Султанский гарем был закрытым миром для непосвященных, тайной за семью печатями. Он был одним из основополагающих факторов политики султанской Турции. Именно гарем явил миру имена султанов оставивших яркий след в истории Османской империи.
Здесь мне представляется уместным привести некоторые исторические факты гаремной жизни собранные различными авторами и опубликованными в Российском историческом иллюстрированном журнале 'Родина' 1998 г. ? 5-6.
'Слово 'гарем' буквально означает 'женская половина жилища в мусульманском доме'. Число женщин в султанском гареме никогда не бывало менее 300, а в XIX веке их количество возросло до 900. Согласно исламской религии, запрещавшей женщинам показываться чужим мужчинам, состоятельные османы (в том числе и султаны) должны были строить в своих усадьбах и дворцах отдельные помещения для своих жен, детей и рабынь. (Фото ? 442)
 
  
 
Фото ? 442. Женщины гарема кормят голубей.

История султанского гарема началась в 1365 г., когда султан Мурад I (фото ? 443) решил построить дворец, который мог бы отразить могущество его верховной власти.
 
  
 
Фото ? 443. Султан Османской империи - Мурад I.

Такое строение было возведено в Эдирне (Адрианополе), тогдашней столице Османской империи. Дворец назвали 'Циханнюма Касри'. Но в своем классическом стиле, с правильно организованным дворцовым хозяйством и гаремом империя Османов познакомилась после того, как султан Мехмед-фатих завоевал Константинополь в 1453 году. (Карты ? 33 - 36)
 
  
 
Карта ? 33. Константинополь.
 
  
 
Карта ? 34. Константинополь. Султанский гарем. (фрагмент фото ? 33)
 
  
 
Карта ? 35. Константинополь 1696 г.
 
  
 
Карта ? 36. Константинополь 1696 г. Султанский гарем. (фрагмент фото ? 35)

Султан и его визири бывали очень довольны, когда в подарки им 'преподносили' красоток со всех концов света. Работорговцы играли важную роль в пополнении этой уникальной, 'живой коллекции'. (Фото ? 444)
 
  
 

Фото ? 444. Гарем. Худ. Жан Леон Джером

Экскурс в историю

Жены султанов.
Их судьбы влияли на мир

Анастасия Гавриловна Лисовская или Хуррен-султан (Смешливая Госпожа) известная в истории как Роксолана, (фото ? 445) украинка, родилась около 1506 г. на Львовщине.
 
  
 
Фото ? 445. Роксолана

Попала в плен после набега крымчаков на ее родной город Рогатин. В качестве военной добычи была передана в Константинополе влиятельному сановнику Рустем-паше. Впоследствии она стала любимой женой Султана Сулеймана I Кануни (Законодателя), больше известного как Сулейман Великолепный (1520 - 1566) Один из ее трех сыновей стал султаном Селимом II Сары (Селим Рыжий) 1566 - 1574 гг. (Фото ? 446)
 
  
 
Фото ? 446. Селим II.

Эме де Ривери (Нахши-диль, Прекраснейшая), родилась в 1763 г. была последней женой султана Абдул Хамида I, (правил с 1774 по 1789 гг.) Ее единственный сын султан Махмуд II, правивший Османской империей с 1808 по 1839 гг., был известным преобразователем империи. Он провел реформу известную во всем мире под названием 'Танзимат'. Эта система государственного управления позволила Турции возродиться на новой основе после падения Османской империи.

Эме де Ривери была дочерью богатых мартиникских плантаторов, родословная которых восходила к норманнским рыцарям. В 1784 г. она стала пленницей алжирских пиратов, захвативших корабль, на котором плыла выпускница монастырского училища, готовившего в г. Нанте женскую элиту Франции. Эме была принесена в дар султану Абдул Хамиду I, алжирским правителем Мухаммед бен-Османом. Интересно наследие оставленное Нахши-диль в Европе. Основой этих родственных уз была султанша - Нахши-дил (Эме де Ривери) - бабушка султана Абдул Меджида. Она приходилась так же двоюродной бабушкой и Луи Наполеону Бонапарту, императору Франции - Наполеону III, так как была кузиной Жозефины де Богарне - жена Наполеона Бонапарта.

1761 год. С гор Гюрджистана (Грузии) султану Мустафе III (1757 - 1774) (фото ? 447) был доставлен бесценный подарок.
 
  
 
Фото ? 447. Мустафа III

Нежная красавица с агатовыми глазами - дочь грузинского священника - была выслежена и украдена абреками специально для султанского гарема. (Фото ? 448)
 
  
 
Фото ? 448. В гареме султана.

Михри-шах (Луноликая), с этим новым именем она стала женой султана и родила ему сына, будущего султана-реформатора - Селима (1789 - 1808). Здесь нужно отметить, тот факт, что в свое время Михри-шах первой узнала о захвате в 1784 г. алжирскими пиратами некоей француженки благородных кровей и ослепительной красоты. (Невольно вспоминается экранизация известной книги французских писателей Анны и Серж Голон - 'Анжелика') Ее соглядатаи оказались во дворце алжирского правителя вскоре после появления там тщательно закутанной в нежнейшие шелка и бережно охраняемой ротой янычар Эме де Ривери. Жена алжирского правителя Фатима-хатун, родовитая испанка, была лучшим другом Михри-шах, а информация между гаремами была отлажена феноменально. Эми де Ривери была доставлена в Константинополь под опеку грузинской красавицы - султанши Михри-шах. Благодаря своим блестящим личным качествам и незримым связям с Кавказом и Европой Михри-шах имела большое влияние при дворе султана'.


Терминологический словарь.

Гарем (правильнее харем, от араб. harim - неприкосновенное, святое запретное. У магометан - терем или часть дома, где отдельно от мужчин живут женщины) Женское помещение в богатом мусульманском доме, а также, переносном смысле, его обитательницы - жёны и наложницы хозяина. Большие гаремы правителей, богачей и сановников в Турции, Иране, Афганистане и др. странах охранялись евнухами. По понятиям мусульман, никакая власть, светская или духовная, никто из посторонних мужчин, даже домашних; кроме хозяина и детей, не могут переступить порог гарема, исключение делается для султана и шаха, в силу распространенного на Востоке мнения, что посещение царствующей особы приносить счастье. Гарем выходит окнами на двор, часто соединяемый с садом, обнесенным высоким забором. Каждая из жен, если их в гареме несколько, имеет отдельное помещение. Султанский гарем в Константинополе состоит преимущественно из черкешенок и грузинок, оберегаемых черными евнухами, из которых старший носит название кизлар-агази. 7 главных жен султана называются кадинами. Звание султанш носят мать, сестры и дочери султана. По рангу гарема за кадинами следуют прислужницы султана - гедиклик. Остальные называются одалисками и служат султану по выбору. Высшая власть в гареме принадлежит матери царствующего султана валиде.
Начиная с 20-х гг. XX в. в странах, где бытовали гаремы, в связи с запретом многоженства (например, в Турции в 1926), уравнением женщин в социальных правах с мужчинами, прогрессом экономики и культуры, ростом демократического движения, и в том числе женского, гаремное затворничество почти исчезло.

Сераль (Serail) - франц. форма персидского слова Serai (большой дом, дворец), перешедшего в турецкий язык; означает резиденцию турецкого султана, в восточной части Константинополя, защищенную со стороны города и моря средневековой стеной с башнями и зубцами. (карта ? ) Сераль образует обширный комплекс дворов, квартир для прислуги, дворцов, киосков и садов. Через Баби-Гумаюн - королевские ворота, расположенные в западной стене против Софийской мечети входят в наружный двор, где помещаются министерство финансов, монетный двор, бывшая византийская церковь св. Ирины, обращенная в цейхгауз. Следующие ворота, Баб эс Селям - врата мира - ведут во второй, меньший двор, окруженный арками, где находятся казармы прежней дворцовой стражи, бостанджи и янычар. Богато украшенные третьи ворота, Баб-и-Сеадет - врата блаженства, которые до недавнего времени охранялись белыми евнухами, открываются против самого важного внутреннего двора, где мрачный, но великолепный тронный зал и казначейство. Сюда примыкают сосредоточенные в восточной части мыса, на морском берегу, дворцы, необитаемые со времени Махмуда II. Из киосков известен расположенный в садах южной части Сераль Гюльхане (розовый дом), благодаря опубликованному в нем гати шерифу 1839 г. Эски-Серай - старый Сераль - группа построек на месте дворца древнего сената, окруженная стеной часть этих построек отведена под военное министерство, часть - под квартиры жен умерших султанов.

Евнух (др.-греч. εὐνοῦχος eunuchos - буквально 'блюститель ложа, охраняющий ложе'), кастрат, наблюдающий за гаремом. Кастрат, в частности оскопленный слуга, предназначенный к службе в гаремах Востока. Обычай поручать надзор за женами евнухам возник в Малой Азии, где, впрочем, первоначальной причиною оскопления был, вероятно, религиозный фанатизм, в особенности в сирийско-малоазийских культах Аттиса и Кибелы. По свидетельству Геродота, на Востоке было в обычае кастрировать пленных. Евнухи упоминаются и в древней Греции и Риме, но оскопление их совершалось на Востоке. Поставленные в возможность действовать на восточных властителей и непосредственно, и через любимых жен и наложниц, евнухи часто приобретали сильное влияние на ход государственных дел. История всего Востока полна рассказами об интригах евнухов, о их могуществе при дворе. Византия, придворный быт которой сложился под влиянием Востока, унаследовала с ним вместе и евнухов. Магометанство, дозволившее многоженство и вызвавшее усиленное распространение гаремов, увеличило потребность в евнухов. В султанском гареме главный евнух - Кизлярагаси (начальник девушек) имеет под своим начальством других евнухов. В интригах сераля они играют видную роль. В Персии им иногда поручались важные государственные должности. Жадность, скупость, жестокость - отличительные их черты. Евнухи бывают черные и белые. Лишь первые совершенно лишены половых органов. Турция получает обыкновенно евнухов из Египта. Половина евнухов умирает при варварской операции, совершаемой самыми грубыми орудиями. Из евнухов известны в истории философ Фафорин, Аристоник, полководец Птолемеев, знаменитый Нарзес при Юстиниане, визирь Ала при Сулеймане II. Моисеев закон положительно запрещал кастрацию и закрывал для оскопленных вход в Скинию. Даже оскопленные животные не могли быть приносимы в жертву. Церковь не допускает оскопленных к епископскому сану.

Кызляр-ага - евнух заведующий гаремом (кызляр - девушки)

Ич-ага (букв. 'внутренние аги') - главы различных служб во внутренних покоях султанского дворца Это прежде всего белый и черный евнухи, хазинедарбаши, килерджибаши, чухадар, хранители султанской одежды, сабли и т. п. Как и дыш-аги, помимо жалованья получали ежегодные дотации 'на кушак', 'на шапку', а также могли иметь временные пожалования.
 
Rambler's Top100 Rambler's Top100
 


База продажи квартир в Москве | Современная имплантация зубов и протезирование | Электрические генераторы с установкой