На главную
 
По следам итальянцев
 
Из не опубликованной книги З. Маргиева
'Хопа. Историко-географическое и этнографическое
описание и сегодняшний день города и региона'.

Присутствие итальянцев на земле Лазистана - один из малоисследованных вопросов его истории. Вот что писал по этому поводу грузинский историк XIX века Л. Исарлов в своей книге 'Письма о Грузии':
':Преемниками римлян на востоке и на Черном море, в Колхиде, Лазике, в Самцхе-Саатабаго и вообще в Грузии были венецианцы и генуэзцы, которые владели всей торговлей, как в этих местах, так и вообще на востоке. Они вели торговлю с Персией по единственно тогда торговой дороге, по которой прежде шли легионы римлян с берегов Черного моря, через Диоскурию (Сухум), Фаз или Фазис (Рион и Чорох), Кутаис, Ахалцих, Артвин и проч., где прежде содержались римские гарнизоны. Затем генуэзцы имели там своих людей, агентов и фактории. :Еще в IX-XII веках генуэзцы владели крымскими берегами и понтийскими провинциями Черного моря. :Итальянцы, владея берегами Черного моря, не довольствовались только торговлей, они разрабатывали в горах рудники, основывали там колонии, которые имели своего консула.
Здесь уместно отметить малоизвестный исторический факт, который мне удалось разыскать в выписке сделанной с одного из номеров газеты 'Кавказ' за 25 июля 1880 г., ? 198. Вот эта выдержка из статьи 'От Кеды до Дандоло':
'На границе Нижней Аджарии и Верхней лежит Дандоло с живописными развалинами замка, стоящего на конусе горы, одетой великолепным еловым лесом. Замок носит название Тамарис-Кошки (замок Тамары). Но название деревни скорее обличает итальянское происхождение. Оно напоминает фамилию венецианских дожей (прим. З. М. 'Дожи' - титул правителей Венеции.) из династии Дандоло, (прим. З. М. династия Дандоло ведет свою родословную с XII века.) в период процветания Венецианской республики, когда купцы ее совершали путешествия на Дальний восток, вели огромную мануфактурную торговлю с Малой Азией и проникли во внутренние страны древнего Понта. Как известно, они имели в ущельях древнего Понта, вместе с генуэзцами маленькие фактории с замками, охранявшиеся наемными пикетами из местных жителей. Скорее следует полагать, что деревня Дандоло с ее замком составляла одну из таких факторий с целью охраны караванов шедших по Аджарскому ущелью через Поцховское ущелье, далее в Персию'...
(Прим. З.М. Сегодня жители Дандоло происхождение названия своей деревни связывают с конской сбруей, которая по их утверждению изготовлялась здесь.
З. Маргиев 'Батум во времена Османской империи' Анкара 2008 г., Москва 2008 г.)

Вернемся вновь к описанию 'итальянского следа' в работе Л. Исарлова :

: Известный грузинский историк М. Джанашвили приводит следующее весьма интересное сведение о генуэзцах:
Князья Чолакашвили происходят от генуэзских итальянцев, которые около 1100 года по Р. Х. прибыли и покорили Кирими (Крым). Переселенцы эти вели обширную торговлю от моря Понтийского до моря Каспийского. Одному из их предводителей понравилось местечко Гемри в Дагестане, куда он и переселился с множеством народа. Их теперь называют геноэлами (генуэзцами) и кобачи. Предводителя этих генуэзцев дагестанцы прозвали Чолага (буквально: 'левша'). Но так как Чолага, имея множество баранты и рогатого скота, травил пастбища и стеснял местных жителей, то, но этой причине, туземцы восстали против него, ограбили его и изгнали. Чолага со всем своим семейством по Дербентской дороге прибыл в Грузию к царю Георгию в 1320 году. Царь Георгий принял его весьма благосклонно, так как и сам Чолага и его предки много услуг оказывали Грузии и царям ее. И по сей причине, царь утвердил его в княжеском достоинстве и подарил угодья в Кахетии.
С тех пор, как известно из истории Грузии М. Джанашвили, эти генуэзцы Чолакашвили играли выдающуюся роль в судьбах картвельского народа, но особенно же владетелей Кахетии, где они исключительно бывали министрами, главнокомандующими, епископами и воспитателями царей.
:Многие из тех римлян и итальянцев сроднившись с краем, остались здесь навсегда, виду того покровительства и уважения, которые, несмотря на разделение церквей, оказывали тогдашние грузинские цари патерам и туземным католикам и в позднейшие времена.
В Артвине, в нынешней (прим. З. М. XIX в.) Батумской области (Турецкой Грузии), был епископ католический, точно так же, как в XIII столетии находился у черкесов римско-католический архиепископ и епископы. Потому то до последнего времени католические патеры оставались в тех местах, имея монастыри и церкви для туземных католиков. Но когда в конце XV и начале XVI столетия начались беспрерывные вторжения и опустошения турками Грузии, когда они окончательно завоевали Верхнюю Грузию или Самцхе-Саатабаго до Боржома и, истребив священников, начали огнем и мечем обращать и обратили уже множество тамошних грузин в магометанство, - эти турецкие грузины, издревле исповедовавшие христианскую православную религию, кажутся теперь более мусульманами, чем сами турки. Этой участи избавлены были тамошние грузины-католики, которые живут и теперь в тех же деревнях и городах, где они жили до турецкого завоевания, в соседстве с турецкими грузинами-магометанами. У тех католиков в XV столетии,: богослужение отправлялось патерами еще во времена Сикста, папы Римского.
Но после усиления могущества турок, беспрестанных их вторжений в Турецкую Грузию, религиозного преследования и упадка влияния итальянцев, приезд туда католических епископа и патеров почти прекратился. Поэтому с конца XVI столетия с разрешения папы, назначались уже епископы в Артвин армяно-католического обряда Эрзрумским армяно-католическим архиепископом, с утверждения Константинопольского армяно-католического патриарха, который был подвластен Турции. Таким образом, между прежними грузинскими католиками римского обряда в Турецкой Грузии введены были обряды армяно-католического богослужения. Мера эта была вызвана необходимостью, так как, в противном случае, христианство в этих провинциях могло исчезнуть, как оно исчезло в землях черкезов я христиане грузино-католики были бы обращены в магометанскую религию, как их соседи - грузино-аджарцы, шавшетцы, имерхевцы, лазы и другие.
Из описания жителей Мингрелии, Абхазии, части Гурии и Имеретии, можно усмотреть, что многие из них носят фамилии итальянского происхождения. Там до сих пор живут местные дворяне: Жордания, Джакобио, Крочи, Жгенти, Глонти, Баркалая, Корти и другие потомки итальянцев, которые сохранили даже типичную красоту.
В виду целого ряда приведенных очевидных исторических фактов, охватывающих целый ряд веков, о католиках с христианской Грузии, конечно, нельзя толковать, будто в Грузии, не могли быть грузины-католики под тем лишь предлогом, что грузины всецело принадлежали православию. Такое утверждение, по меньшей мере, неправильно и неосновательно. Ведь почти более трети населения таких же чистокровных грузин Турецкой Грузии, продолжая по сие время говорить по-грузински и сохраняя грузинский дух, нравы и обычаи, вместе с тем исповедует магометанскую религию точно так же, как многие грузины - ингилойцы в Кахетии':

 
Rambler's Top100 Rambler's Top100
 


База продажи квартир в Москве | Современная имплантация зубов и протезирование | Электрические генераторы с установкой